« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
- О нас
- Структура ЦБС
- Правила пользования
- Услуги
- Нормативные документы
- Программы, проекты
- Вашему вниманию
- Афиша мероприятий
- Виртуальные выставки
- Краеведение
- Методическая полка
- О книге и не только
- Чтение для сердца и разума
- Литературные премии
- Читатель о книге
- Творчество наших читателей
- Викторины
- Для детей и родителей
- Советуем почитать
- Виртуальные выставки - детям
- Заботливым родителям
- Информационные ресурсы
- Электронный каталог
- Полезные ссылки
- Периодические издания
- Издательская деятельность
«Нет ничего проще, чем осудить злодея,
Нет ничего сложнее, чем понять его».
Достоевский Ф.М.
« - В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестие всего легче русского человека за собой увлечь можно.
- Право на бесчестие – да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!
(«Бесы»)
Страшный диалог, не правда ли? Какие жуткие слова и … какие современные слова. Именно право на бесчестие, а не право на свободу нам предлагали и предлагают. Свободу надо заслужить, а бесчестие рождается само. Об этом предупреждал свой народ великий русский гуманист Федор Михайлович Достоевский.
Достоевского изучают в школе и более к нему не возвращаются. В памяти остаётся образ Раскольникова, убивший топором старуху - процентщицу и всё. А скольких бы ошибок удалось избежать людям, если бы они в зрелом возрасте обратились к Достоевскому. Особенно русским людям.
Ни один писатель так близко не подошёл к раскрытию той самой загадочной русской души, никто не смог так точно понять природу русского мышления.
«Достоевский – прежде всего великий психолог и метафизик. Он вскрывает зло и злых духов изнутри душевной жизни человека и изнутри его диалектики мысли. Всё творчество Достоевского есть откровение человеческой глубины не только душевной, но и духовной глубины», - писал о Достоевском философ Николай Бердяев.
Всё творчество писателя – это мучительная попытка понять, почему поиски бога для русского человека в конце концов заканчиваются победой дъявола и желанием доказать самому себе, что это и есть истина, что это и есть бог. Поиски бога заканчиваются отрицанием бога, неприятием того миропорядка, который создал бог, отрицанием человеческой судьбы, определенной богом. А раз «бога нет, то всё позволено». И никакие запреты, никакие законы не смогут удержать от бесчинств безбожную душу.
Можно ли воздвигнуть всеобщее счастье, переступив через страдания и слезы предшествующих поколений. «Нельзя», - считает Иван Карамазов, возвращая билет в такое царствие божие, отвергая божий мир. Трудный выбор.
«Весь мир познания не стоит слезинки замученного ребёнка», - это произносит безбожник. В этом и христианская правда и отрицание мира, созданного богом. Краеугольный камень любого поиска истины, об этот камень разбивали и разбивают лбы все правдоискатели.
Достоевский призывал постигнуть смысл жизни через искупление. Нравственное совершенствование человека, воспитание человека в гармонии с миром, с собой и богом – путь, ведущий в светлое будущее. Но путь этот утопичен. А утопия всем кажется пошловато-сопливенькой, розовато-слюнявенькой … особенно, в наше-то разумное, рациональное время зарабатывания хрустящих, вкусных на ощупь купюр. Нравственное совершенствование – слишком долгий путь для одной человеческой жизни, не легче ли пообещать хлеба и зрелищ, и свободу, куда ж без неё (но пообещать, не значит дать, да и свобода без нравственности – «право на бесчестие»).
Вот ты и бог. «Религия миллионов … слабых – есть религия хлеба земного. Эта религия написала на знамени своём: »Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели». («Бесы»). Не про нас ли это?
А это: « Все рабы и в рабстве равны…». Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей» («Бесы»).
Нынешнее оболванивание, текущее густой, гнойной струей с голубых экранов не лучшее ли доказательство пророчеств Достоевского?
Достоевский не страшен для власти придержащих, так как никто (за исключением немногих) его не читает, а если и читает, то только для того, чтобы проследить сюжетец. Дошло до абсурда: Достоевского объявили автором детективов (Раскольников убил таки старуху, а следователь дело раскрыл). Какое там разложение души – Свидригайлов просто совратил несовершеннолетнюю, сейчас это сплошь и рядом. Страшно. Страшно за обыденность. Страшно за человека, в котором гниль души приняла размеры огромной раковой опухоли, и вырезать эту опухоль не представляется возможным, не убив человека. Борьба Христа и антихриста в душе русского человека приняла гротескные формы. Чем больше славят бога, тем меньше его в душе. Та червоточина, фальшь, скрытая от глаз людских черная суть, таящаяся в глубине почти каждого русского человека, о чём и писал Достоевский, сегодня принарядившись и подкрасившись, уже не кажется такой страшной.
«Достоевский видел дальше и глубже всех» (Н. Бердяев). Он боялся победы антихристианского начала в русском человеке, предупреждал, что победа эта означает крах России, надеялся, что бог, всё-таки бог (добро, любовь, истина) даст нашей стране шанс, главное не упустить этот шанс…
Читайте Достоевского. Перефразируя известное высказывание о Пушкине, можно сказать о Достоевском: «Читая Достоевского, можно превосходным образом найти в себе человека». Ищите в себе человека, того человека, которого создал бог по своему образу и подобию. Не упустите шанс…