« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
- О нас
- Структура ЦБС
- Правила пользования
- Услуги
- Нормативные документы
- Программы, проекты
- Вашему вниманию
- Афиша мероприятий
- Виртуальные выставки
- Краеведение
- Методическая полка
- О книге и не только
- Чтение для сердца и разума
- Литературные премии
- Читатель о книге
- Творчество наших читателей
- Викторины
- Для детей и родителей
- Советуем почитать
- Виртуальные выставки - детям
- Заботливым родителям
- Информационные ресурсы
- Электронный каталог
- Полезные ссылки
- Периодические издания
- Издательская деятельность
Любовь - есть истина
(О романе Франсуа Мориака «Фарисейка»)
О.Перепелова
Есть люди, считающие себя правыми не только вмешиваться в судьбы других людей, но и старающиеся изменить эти судьбы, прикрываясь самыми благочестивыми намерениями. Люди, рассуждающие о справедливости, не зная о ней ничего, люди, смеющие говорить от имени бога, не зная бога, но цитируя его на каждом шагу. Эти люди не подкарауливают в темном углу свою жертву, они медленно, но верно душат чужую свободу и лишают надежды на счастье. Такова героиня романа Ф. Мориака «Фарисейка» Бригитта Пиан.
Строгая, сильная, властная женщина, подавлявшая своей властью окружающих. Ей ненавистно чужое счастье, пусть это маленькое, нищее, еле пробивающееся счастье двух слабых, жалких, беззащитных в своей искренности человечков, Октавии и Люнбаро, или молодое, сильное, нарождающееся счастье юных, сопротивляющихся её тирании Мишели и Жана.
Бригитта Пиан не злодейка, она уверена, что несёт людям добро, загоняя их в сети божьего благоволения. Святое писание для неё – руководство к действию, но за холодной буквой этого руководства нет души, а без души нет и бога.
Лишенная человеческих страстей, Бригитта Пиан считает их проявлением греховности. Ей доставляет удовольствие разрушать чужие надежды, но мало того, она ждёт покаяния и благодарности за разрушение и искренне не понимает, почему её не благодарят.
Мориак блестящий исследователь человеческой души, проникает в самые глухие закоулки души своей героини. Образ Бригитты Пиан неоднозначен. Героиня чувствует лживость, дряблость своих суждений, но выбраться из гнусной трясины заблуждений не только не может, но и не хочет. Признаться, что твоя жизнь была напрасной, а власть над людьми – призрачной, что люди смеют быть свободными, выше сил Бригитты Пиан.
Но смерть близких людей, смерть, которая сильнее воли Бригитты Пиан, презрение со стороны некогда покорных ей людей, старость, пришедшая на смену силе и упорству, меняют героиню. Некогда грозный взгляд за сросшимися бровями никого теперь не пугает, а величественная фигура кажется высохшей и сгорбленной.
Обращение ханжи к милосердию выглядит фальшивым, её поздняя любовь к лечащему врачу – выспренной и смешной.
Жизнь сделала своё дело: примирила Бригитту Пиан если не с самой собой, то хотя бы с окружающим миром.
Есть в этой книге и привычное для Мориака внимание к жестокости роковых страстей. Есть воспитание чувств героя – рассказчика, его честный взгляд со стороны на самого себя. Рассказчик не прощает себе ни предательства, ни лжи, ни зависти, беспощадно обличая себя перед лицом своей совести.
Есть и истинная любовь. Любовь человека к человеку. Именно эта любовь и есть истина. Автор верит в это. «Важно лишь одно – любить, а заслуги уж как-нибудь накопятся сами», - этими словами заканчивается роман «Фарисейка». Жаль только, что понимаем мы эту истину на закате своих дней, как поняла её и Бригитта Пиан.