Часы
Среда 19:47
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Светлогорск
  • 1
  • 2
  • 3 123
  • 4
  • 5
Друзья сайта
Наш опрос
Какие книги предпочитаете?
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Буккроссинг
CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com

Мой Высоцкий.

 

     С Владимиром Высоцким мы одногодки, а ещё у нас общий звездный знак, мы родились под созвездием Водолея. В детстве я, наверное, как и он, не была избалована сказками. Не до сказок было в то далёкое, тревожное и трагическое время.… С его творчеством моё знакомство началось с песни «В заповедных  и дремучих, страшных Муромских лесах». Я была потрясена манерой исполнения этой сказки-шутки с добрым, ироническим подтекстом. Я сразу запомнила этого автора со звучным именем и незабываемым голосом. А потом мурашки по коже: «Братские могилы», «Мы вращаем Землю», «Спасите наши души!», «Кони привередливые», «Кто сказал, что земля умерла?» и т.д. и т.д. Для каждого из нас Высоцкий свой.

   Для меня это имя и восприятие его творчества другими людьми было тестом на настоящесть этих других. Это имя – Владимир Высоцкий – вызывает у меня и многих моих друзей ассоциацию с набатным колоколом. Его стихи не печатались, песни не передавались по радио, не звучали на ТВ, но их знала вся страна, и слушали даже те, у кого в отношении поэта действовал девиз: «не пропускать, не утверждать и не пущать». Сколько потеряло наше поколение от этого ханжеского девиза! Сколько мы не увидели ролей в потрясающем его исполнении! Об этом красноречиво рассказали кинопробы, которые удалось увидеть по ТВ, благодаря Эльдару Рязанову, Юрию Любимову. Он был поэт и актёр, выражавшим время. Его песни и стихи пронизаны жизнью во всех её проявлениях. Каждый из слушателей принимал его за своего, пел ли он о спортсменах, нефтяниках, геологах, лётчиках или моряках. Его поэзия несёт доброе начало. Даже в своих остросатирических, пародийных произведениях поэт Высоцкий не перечёркивал личности человека. Он всегда давал ей шанс на возвращение в осмысленную жизнь.

   Проникновение в суть явлений и образов делает его творчество настоящим откровением. Всё через себя – такова суть его поэзии. Взять хотя бы песни о войне. Поэт знает о ней не из личного опыта, так как не воевал. Поражает масштабность осмысления им этого события. В песне «Мы вращаем Землю» война вырастает до вселенских величин: планета, как во время библейского Страшного суда начинает вращаться в обратную сторону. Это настолько противоестественно и огромно, что Земля испытывает Вселенский катаклизм.

       

Не пугайтесь, когда не на месте закат – 

   Судный день – это сказки для старших!

   Просто Землю вращают куда захотят

   Наши сменные роты на марше.

 

   Отступая на Восток, Землю отталкивают в обратном направлении тысячи ног. И только когда «комбат оттолкнулся ногой от Урала», встало всё на свои места. Земля не крутится сама по себе, её судьба в наших руках, в наших делах. Сам Владимир Семёнович исполняет её стоя. А критика писала: «Одна эта песня салюта воинского достойна».

   Творчество Владимира Высоцкого многогранно и многолико. И каких бы тем оно не касалось, будь то политические памфлеты или лирические стихи о любви, дружбе – во всём та же неистовость и глубина раскрытия, присущая Высоцкому, не только как поэту, актёру театра и кино, но и как гражданину своей страны. Он был набатом, взывающим к справедливости, чистоте и честности в жизни, в человеческих отношениях. Делал он это талантливо, не щадя себя, на грани остановки биения сердца…

   Моя встреча с поэтом состоялась в июне 1980 года на концерте в городе Калининграде. Это стало событием. К калининградскому комплексу «Юность», что у эстакадного моста, текли реки народа. И вот переполненный зал готов к встрече поэта и артиста.

   Сцена ярко освещена. Стремительный, ладно скроенный, спортивный, с гитарой через плечо на широком кожаном ремне появляется Владимир Семенович Высоцкий и тонет в овациях. Короткий взмах руки на уровне глаз и воцаряется тишина, как будто в зале никого нет. И так весь концерт.

   Я сразу же устремила на него полевой бинокль, который мы взяли с собой на концерт. Через мгновение, опустила его. Муж спросил: «Что со мной?». Видимо, уловив моё состояние. Я отвечаю ему, расстроенная до слёз: «Он долго не проживёт». Это было 19 июня 1980 года. У Высоцкого в Калининграде оставался ещё один концертный день, и он уезжал в олимпийскую Москву.

   Владимир Семёнович общался со зрителями на том удивительно доверительном, доброжелательном уровне, когда кажется, что он разговаривает именно с тобой. И ничего для него важнее этого общения быть не могло.

   Ну а исполнение песен потрясало мощью и отдачей силы на грани невозможного.… После нескольких песен, его водолазка, рельефно подчёркивающая скульптуру его мышц, становилась мокрой. На сцене же вырастала целая гора цветов. Высоцкий на этом концерте очень экономил время, поэтому почти сразу же жестом руки останавливал шквал аплодисментов, а по поводу цветов шутил: «Ну, вы забросали меня цветами, прямо, как братскую могилу». Он старался, как можно полнее выполнить свою концертную программу и, как всегда, перевыполнял её. Он, шутя и свободно, дирижировал публикой. Зрители подчинялись его словам и жестам молниеносно. Лично мне эта его, казалось бы, торопливость не нравилась, потому, что лишала зрителей удовольствия наградить артиста заслуженными аплодисментами и цветами. Создавалось впечатление, что паузы на овации и цветы отнимали у поэта время, предназначенное для раскрытия содержания исполняемых произведений. Такой переполненности эмоциями от каждой его песни я не испытывала ни на одном концерте или встрече с другими артистами. Масштаб влияния личности поэта и артиста Высоцкого на зрителя невозможно выразить словами. Они всё равно не передадут того состояния, в котором находился каждый из присутствовавших на встрече. И вот проходит чуть больше месяца с того памятного концерта – и вдруг такой безвременный уход из жизни в 42 года. Эта несправедливость обескураживает, заставляет протестовать каждую клетку… А при звуках этого имени до сих пор щемит сердце и накатывают слезы…

   Сегодня на ТВ первого канала «День Владимира Высоцкого». Живой, полный обаяния поэт у каждого из нас в доме. И снова спокойная, доверительная, мягкая, доброжелательная манера общения, можно проследить за каждым жестом, мимикой лица, взглядом артиста и оценить, как  эти нюансы дополняют  и его беседу, и содержание исполняемых песен, и усиливают непередаваемое его обаяние и ту потенциальную силу, которую он вкладывает в каждое слово, в каждую песню. И как это непосредственное  общение с этим удивительным человеком переполняет ощущением причастности к тем событиям, о которых он ведёт речь. Действительно, он высекал искры из сердца, из каждой клетки,  хоть и происходит это через экран ТВ. Таково воздействие личности поэта и его творчества на людей

   Невозможно передать ту трепетность, с которой он рассказывает о своем поэтическом творчестве. «Если положить на чашу весов всю мою актёрскую деятельность в театре и кино, то перевесят стихи». Он писал их на обрывках квитанций, на подвернувшихся клочках бумаги. Поэт пристально вглядывался в жизнь, во все её проявления и всё это потом проявлялось в его стихах-песнях. Многое из того, что он написал, невозможно оценить, настолько это значимо, грандиозно по содержанию. Просто нет таких слов, чтобы они передали впечатления наиболее полно.

   К сожалению, в фильме по сценарию его сына Никиты Высоцкого « Владимир Высоцкий. Спасибо, что живой» не только не передано этого его всепоглощающего творческого горения, но и нет, на мой взгляд, живого поэта, при всей его внешней похожести.

   Дело ведь не в сходстве, и Владимиру Семёновичу не понравилась бы та дешевая интрига вокруг личности исполнителя героя фильма. Никита Высоцкий, в силу того, что расставание с отцом произошло у него в возрасте всего трех лет, не сумел в сценарии показать масштаб личности поэта и артиста. Какая-то невнятная суета, часто сомнительных  личностей его окружения, преследующих, кто корыстные, кто другие какие-то цели, не так интересна. Высоцкий не был клоуном, а в сцене на базаре его представили именно таким. И правильно кто-то сказал: « как надо не любить отца, чтобы снять о нём такой фильм». Атмосферу, показанную в фильме, в которой приходилось работать Владимиру Семеновичу, еще можно как-то принять. Но в целом фильм не получился. Куда более приятно смотреть те съёмки, которые сделали режиссеры Эльдар Рязанов и Юрий Любимов. Они дарят зрителю живого поэта, артиста, гражданина России. В фильме же мне не хватило именно самого Высоцкого. В рекламе, предшествовавшей фильму, его было больше. В ней и неистовость Гамлета, и исполнение песен, где кажется, что разорвутся вены от напряжения.

   И даже статья Аркадия – старшего сына поэта об отце, представляется мне более выразительной и более передающей его живые черты, чем показан поэт в фильме.

   Думается, что изучать Владимира Высоцкого, открывать его мощный творческий и человеческий потенциал ещё предстоит.

   У каждого из знавших поэта, любящих его творчество, он будет индивидуальностью, необыкновенной личностью, настоящим  мужчиной и патриотом своей страны. Мой Высоцкий именно такой.                           

    29.01.2012 г.


Новогодняя ёлка.

 

    Каждый раз в канун Нового года все мы превращаемся в детей и ждем от этой волшебной поры сказок, чуда, исполнения желаний.… И если взрослые поддаются магии этого праздника, то можно представить, что творится в душе ребенка в это время. И как важно поддержать в детях эту веру в волшебство, развить их творческое воображение, устроить такой праздник, который оставит в сердце добрый след на всю жизнь.

   Вот и Полина Васильевна давно уже бабушка и даже прабабушка, а радуется и ждет Нового года как в детстве, и вспоминает первую в своей жизни елку…

   Она была шестилетней девочкой, и жила в одном из районных сёл под городом Пензой. Жители нескольких улиц, примыкающим к просторным лугам, хорошо знали друг друга.

   Все дети округи любили молодую, красивую соседку из большой семьи Акиньшиных с ласковым именем Дуся. Её обожали не только дети, но и взрослые. Весёлая, отзывчивая, она всегда спешила кому-нибудь на помощь. А что касается устройства праздников для ребят, то здесь ей не было равных, потому, что она любила детвору больше всего на свете.

   Дуся не проходила мимо девчонок или мальчишек. Стремилась стать участницей их игр. Она могла побежать за мячом и забить гол в ворота, обозначенные школьными сумками, даже если была неподходяще одета для футбола.

   Девочки тоже не оставались без её внимания. Дуся с удовольствием рассматривала их самодельные куклы, дарила нарядные лоскутки и ленты для кукольных нарядов. Часами могла находиться в девчоночьих компаниях, вникая во все их дела.

   А в предновогодний вечер в округе расцветала настоящая сказка…. Дуся устраивала для детворы новогоднюю ёлку, приглашая на праздник ребят от шести до двенадцати лет. И какой же это был волшебный вечер!!!

   Сейчас как-то позабыли, что ёлку можно украсить так, что она превращается в сказку. Всё больше стремятся к моде, стилю. И по телевизору, в основном, демонстрируют одноцветные ёлки, с голубыми или красными шарами и огнями. Возможно, это стильно и красиво, но как-то скучно и по казенному. И дети не замечают её уже на второй день. Привыкают, как  к чему-то обычному, повседневному, не видят в ней праздника.

   А Дуся превращала новогоднюю ёлку в незабываемый сказочный мир. Она населяла её живыми существами. В глубине ветвей, ближе к стволу и вершине ароматной ели или сосны, размещалась компания Деда Мороза с Зимой, Снегурочкой, Снеговиками. Чуть ниже ёлку населяли сказочные персонажи: гномы, феи, Красная Шапочка,а также лесные обитатели: белки, зайцы, олени. На нижних ветвях можно было увидеть разноцветных бабочек, птиц, рыбок. Расцветали на её ветвях яркие цветы, красовались сверкающие звездочки и бусы. Спиралью закручивались гирлянды из разноцветных флажков с сюжетами из сказок. Особую прелесть в ёлочном наряде составляли сверкающие сосульки, снежки, кружевные снежинки. Словом, ёлка олицетворяла детский мир с их мечтами и фантазиями.

   В семье Дуси росли две её младших сестрёнки и двое братьев. Самым старшим из ребят было двенадцать и десять лет. Конечно же, они участвовали в украшении праздника вместе с Дусей.

   Когда собирались приглашенные, она садилась за пианино и дети вышагивали под музыку вокруг ослепительно нарядной ёлки. В гости к ребятам приходили: Дед Мороз, Зима, Снегурочка, прилетали на легких снежных крыльях метели, приходили из леса его обитатели – зверушки. Все эти роли исполняли взрослые и старшеклассники.

   Дети читали стихи, играли, плясали, отгадывали загадки.

   Но самым интригующим моментом праздника было зажигание ёлки. Электрические гирлянды тогда были редкостью, но у Дуси такая гирлянда, в виде свечей, была. Свет в зале выключали и только ёлочные огни высвечивали блестящие игрушки и восторженные детские личики…

  Дуся объявляла, что настало время рассмотреть новогодний наряд лесной красавицы. А понравившуюся игрушку можно получить в подарок, если ребята придумают о ней сказку или рассказ.    Самой желанной для всех игрушкой была Снегурочка в серебристой шубке. Она сидела почти у самой вершины и достала её двенадцатилетняя Ася – сестра Дуси. Все, как зачарованные, слушали её рассказ о предновогодних приключениях внучки Деда Мороза.

   Десятилетний Ваня рассказал о своём хитром Зайчишке, которого он выбрал из праздничного наряда ёлки. С помощью Дедушки Мороза, они так спрятали зайчика, что никакой волк его не нашёл и он благополучно прибыл на новогодний праздник.

   Маленькая же шестилетняя Поленька вдруг громко расплакалась. Она выбрала блестящую, красивую бусинку и не могла ничего о ней придумать.

   Дуся успокоила Полину и попросила всех поучаствовать в придумывании сказки про ёлочную бусинку.

   Первым вызвался помочь девочке одиннадцатилетний Серёжа. Он придумал интересное начало сказки.

   «Прежде чем попасть на нашу ёлку,  - рассказывал он, - бусинка украшала корону Феи Добра и Света. Но когда фея спешила к детям на Новый год, она попала в снежную бурю. От  сильного ветра бусинка на вершине её короны не удержалась, упала и закатилась под полог саней. Когда его встряхнули от снега, бусинку заметила и подхватила, летевшая мимо, сорока. Она украсила ей знакомую ель на лесной опушке».

   Здесь Поленька оживилась и дополнила Сережин рассказ сама, сказав, что Дуся, когда пришла на опушку, выбрала для праздника ёлку с бусинкой. «Так она оказалась у нас, а я бусинку выбрала за красоту».

   Дуся похвалила детей за придуманные сказки. Праздник закончился прощальным хороводом. В душе же каждого ребёнка в этот новогодний вечер родилась сказка. Ёлочная игрушка превращалась в живое существо, героиню придуманных ими рассказов. А «Дусина ёлка» становилась для каждого новогодним  чудом, подарившим и сказку, и праздник, и волшебство!..

   Поленька (сейчас Полина Васильевна) не устаёт рассказывать о своей первой ёлке своим внукам и правнукам. Бусинка же каждый Новый год украшает её лесную гостью и напоминает о первом новогоднем празднике из её далекого детства.

  

 

     ХОККУ

 

 

Акварели


***

Озерная гладь

Подёрнулась туманом.

Загадкой стала.


***

Свет яркой звезды

Напомнил любимой взгляд.

Нас двое в ночи…


***

Словно солнцем

Любуюсь подсолнухом…

Печаль отступила.


***

Прозрачность воды,

Милого ребёнка взгляд.

Тебя вспомнила.

 

***

Поздняя осень.

Ветра унылого стон.

О разлуке весть…

 

***

Твоя красота

Песню рождает в сердце

Мы вместе вновь!

 

***

Говор ручейка

Детство моё напомнил.

Сказка ожила…

 

***

Полёт стрекозы,

Легкий, бесшумный.

Вернулась мечта детства.

 

***

Перекрёсток…

Не знаю, куда идти?

В пути отгадка.

 

***

Прибоем смыты

Следы твои на песке.

Не сбылась любовь.

 

***

Цветок засохший

Ещё хранит аромат.

Залог чьей-то любви.


***

В сердце ожила нежность.

Пахнуло весной!


 ***

Букет полевой,

Как улыбка любимой.

Мгла рассеялась.

 

***

Поникли цветы.

Тихо под дождём мокнут…

Нам не быть вместе.

  

***

В промокшем саду

Скучает хризантема…

Юность не вернуть.


 ***

День осенний

Вдруг озарен улыбкой.

Бархатцы цветут.

 

 ***

Золотом горит

Светильник осени – клён.

Ночь отступает.

 

***

Клин журавлей

На крыльях уносит лето.

Не унять тоски.

 

 ***

Снег кружится,

Всё заметает вокруг.

Одиночества плен.

 

 ***

Узор снежинок

Радует совершенством.

Зимы автограф.

 

***

Снега сверканье,

Ветра ледяной порыв.

Лето далеко…

 

***

Цветы на снегу,

Словно весны улыбка!

Тает лёд в сердце.

 

***

В сиянье голубом

Незабудок луг.

Юность напомнил.

 

***

Свежее утро,

Сверканье росы в траве – 

Дня рождение…

 

***

При луне в ночи

Тоска наполняет сердце.

Несносна разлука.

 

***

В сиянье лунном

Вновь тебя вспоминаю

Всесильна любовь!


***

Поздняя осень.

Слышатся стоны ветра.

На сердце – печаль.   


 

В фонде  Светлогорской городской библиотеки имеются следующие произведения автора :


Киселёва, Адель. Под вдохновением любви  : хокку, литературные миниатюры, рассказы / А. Киселёва ; авт. предисл. А.Г.Самусевич, М. Беседина. - Калининград : ООО "Типография "Искра", 2011. - 114 с. : цв.ил., портр

 

Киселёва, Адель.    Юрий Куранов : страницы жизни : библиографический очерк / Адель Киселева. - Калининград : Янтарный сказ, 2009. - 112  с. : ил., фото.

 

Киселева, А.  И светом полнится душа  : [стихотворение] / А. Киселева // Балтика. - 2002. - N1. - С. 86. - (Литература) 08.01.2012 г.


1    2